Маркировка и клеймение рельсов

Все новые рельсы маркируют на заводах, маркировка делается постоянной (клейменые) и временные (красками).


Выпуклая маркировка рельса

Во время производства в горячем состоянии с одной стороны рельса на средней линии шейки выкатывают выпуклые цифры и буквы высотой от 30 до 40мм в следующем порядке:
1) К – предприятие-изготовитель (Новокузнецкий металлургический комбинат, сейчас называется ЗСМК ЕВРАЗ)
2) VII - месяца изготовления (римскими цифрами).
3) 2002 - года изготовления (арабскими цифрами).
4) Р65 - тип рельса.
5) Стрелка указывает направление проката рельса (острие стрелки указывает на передний конец рельса по ходу прокатки).
6) Допускается дополнительно выкатывать не более четырех знаков в виде выпуклых точек диаметром от 2 до 3 мм высотой около 1 мм и выпуклых линий длиной до 80 мм.
Маркировку выкатывают с периодичностью не более 4 м по длине рельсов. На рельсах с болтовыми отверстиями маркировка не должна располагаться на расстоянии менее 0,6 м от торцов рельса.
Клеймение рельса

На средней части шейки каждого рельса со стороны, противоположной выпуклой маркировке, в горячем состоянии наносят:

Обозначение изготовителя при маркировке рельсов

Буквенное обозначение предприятий-изготовителей:
буквой «К» — АО «ЕВРАЗ ЗСМК»;
буквой «Т» — АО «ЕВРАЗ НТМК»;
буквой «Ч» — ПАО «ЧМК».

Для других предприятий-изготовителей буквенное обозначение устанавливается в технической документации на рельсы, согласованной в порядке по ГОСТ 33477.


Допускается вместо буквенного обозначения наносить официально зарегистрированный в установленном порядке товарный знак предприятия-изготовителя.

Расшифровка номера плавки рельса

На средней части шейки каждого рельса со стороны, противоположной выпуклой маркировке, в зоне отсутствия контакта с правильными роликами роликоправильной машины горячим клеймением наносят плавку рельса:
а) обозначение способа выплавки буквой:
  • для конвертерной стали К;
  • для электростали Э;
б) номер плавки (арабскими цифрами по внутренним учетным документам изготовителя);
в) расположение каждого участка рельса длиной, кратной 12,5 или 25 м, в раскате латинскими буквами (A, В,... Y);
г) номер ручья машины непрерывной разливки стали в заготовки [один знак арабскими цифрами (1,2,3, и т.д.)];
д) номер заготовки в ручье машины непрерывной разливки [арабскими цифрами, двумя знаками (01, 02, 03, и т.д.)].

Маркировку наносят на расстоянии более 1 м от торца рельса с периодичностью не более 12,5 м по длине рельсов (для рельсов длиной до 12,52 м - не менее чем в одном месте). Расстояние между знаками, исключая пробел, допускается от 20 до 40 мм. Маркировочные знаки должны иметь высоту около 16 мм, глубину от 0,4 до 1,5 мм
Термины и определения плавок

плавка - масса стали, выплавляемая единовременно в сталеплавильном агрегате
серия плавок - ряд плавок стали, разливаемых «плавка на плавку» через один промежуточный ковш
смежные плавки - предыдущая и последующая плавки по отношению к данной плавке в серии непрерывно-разлитых плавок.
Маркировка приемочными знаками

На торце подошвы каждого принятого рельса наносят приемочные знаки службы технического контроля предприятия-изготовителя.
На каждый принятый рельс на торец головки наносят приемочные клейма: ОТК предприятия-изготовителя; инспекции МПС РФ или другого потребителя по его требованию.

Допускается на торце рельсов в холодном состоянии наносить дополнительную маркировку.

Примечание: Раньше, после окончания отделки рельсов на торце головки выбивались следующие символы:
· для рельсов первого сорта 1 керн,1 знак ключ и молоток, серп и молот
· для рельсов второго сорта 2 знака керна и 2 знака ключ и молоток.
Маркировка рельса краской

На принятые рельсы наносят маркировку несмываемой краской:
голубого цвета - на рельсах категории В;
фисташкового (светло-зеленого) цвета - на рельсах категории Т1;
желтого цвета - на рельсах категории Т2;
белого цвета - на рельсах категории Н.

Маркировку наносят:
на торце рельса - обведением контура головки с приемочными клеймами;
на поверхности головки и шейки рельса - поперечной полосой шириной 15- 30 мм на расстоянии 0,5-1,0 м от торца с приемочными клеймами.
Буквенное обозначение предприятий-изготовителей:
буквой «К» — АО «ЕВРАЗ ЗСМК»;
буквой «Т» — АО «ЕВРАЗ НТМК»;
буквой «Ч» — ПАО «ЧМК».

Для других предприятий-изготовителей буквенное обозначение устанавливается в технической документации на рельсы, согласованной в порядке по ГОСТ 33477.

Допускается вместо буквенного обозначения наносить официально зарегистрированный в установленном порядке товарный знак предприятия-изготовителя.

Маркировка рельсовых плетей

44 - 361 -799,45 -16Л -03.06.12 + 34 °С, где

44 - номер РСП
361 - номер плети по сварочной ведомости
799,45 - длина плети, м.
16Л - номер плети по проекту и ее сторонность
03.06.12 - дата и год укладки плети (берутся две последние цифры)
+34°С - температура закрепления плети на постоянный режим работы

По окончанию работ наносят сокращенное наименование способа работ
Е - закрепление естественным путем
Г - применение ГНУ
Н - применение НУЗ
Н+Г - применение ГНУ и НУЗ
Р - после разрядки если tукладки выше tопт более 5 градусов

Маркировка плети сваренной из рельсов звеньевого пути

154Л - 799,45 - 03.06.12 + 34 °Р, где

154Л - номер плети по проекту и её сторонность (включает 15 км и 4 пикета начала плети)
799,45 - длина плети, м.
03.06.12 - дата сварки последнего стыка плети
+34°Р - температура закрепления плети после разрядки в ней температурных напряжений

Поставка железнодорожных рельс и материалов ВСП / Ремонт рельсов / Сварка рельсов в требуемую длину / Репрофилирование / Наплавка крестовин и остряков стрелочных переводов / Резка и торцевание рельсов / Сверление болтовых отверстий / Наплавка концов / Устранение пробуксовок и других дефектов на рельсе
Если вы ищете б/у рельсы Р65, Р50 или промышленные рельсы РП, компания "ККС" предлагает проверенные решения с наличием на складе в Кемерово, гарантией качества и оперативной доставкой по всей России. Свяжитесь с нашими менеджерами прямо сейчас, чтобы получить консультацию и выгодное предложение!
Откуда появляется понятие рельсов с резерва на рынке материалов ВСП, и как мошенники пытаются одурачить клиентов, выдавая крашеные б/у рельсы за настоящие рельсы с резерва с целью получения дополнительной легкой маржи из воздуха. Как проверить рельсы, чтобы не попасться на их уловки
Читать подробнее →
купить рельсы
Где используются б/у рельсы и почему не всегда целесообразно использовать только новые материалы при строительстве железнодорожного полотна. Вполне возможно применять старогоднве рельсы - бывшие в употреблении и годные для повторной укладки в путь.
Читать подробнее →