Что такое «Рельсы с резерва»?

Железнодорожные рельсы с хранения госрезерв
В нашей стране существует резерв основных продуктов, товаров и техники на случай стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Контролем за этим занимается специальное ведомство – Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв).

Рельсы с Госрезерва – это новые рельсы, одного года производства, прошедшие испытания и имеют подтверждающие паспорта качества от завода изготовителя. Данные рельсы зарезервированы на срок 10-25 лет для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации либо для неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Хранятся данные рельсы на комбинатах либо складах Госрезерва при соблюдении строгих норм хранения с ежегодной переукладкой стеллажей рельс, смазкой и другими процедурами, сохраняющими технические характеристики рельс.

Однако любая продукция имеет свой срок хранения, даже металлу противопоказано лежать штабелями в стеллажах десятилетиями. Поэтому в назначенный срок происходит замена продукции на новую, так называемое «освежение». Рельсы с хранения поступают в свободную продажу, а их место заменяются партией рельс свежего года выпуска.

Стоимость рельсов с резерва на 20-30% ниже цены новых рельсов свежего года выпуска.

Рельсы с резерва в отличии от новых имеют более поздний срок производства и при условии правильного хранения покрываются консервационным составом. Часто консервационная смазка перекрывает маркировку нанесенную на заводе изготовителе и затрудняет определение качества рельсов. Именно этим иногда пользуются недобросовестные продавцы, пытаясь крашеные рельсы б/у выдать за рельсы с госрезерва.


Что следует помнить при осмотре рельс:

Рельсы с резерва никогда в путь не укладывались, соответственно не должны иметь следов эксплуатации:

  1. Продольный след от воздействия колес подвижного состава на поверхности катания головки рельса, так называемый накат. Он бывает слабо заметен, но чувствуется на ощупь. У рельса с резерва такого быть не может.
  2. Даже при отсутствии наката, могут быть следы пробоксовок колесных пар, либо возможные сколы, дефекты или отслоения металла на поверхности катания, что явно говорит об эксплуатации рельсов.
  3. Вертикальный и боковой износ прямой признак б/у рельс. Геометрические размеры рельса с резерва измеряются штангенциркулем и должны совпадать с данным указанным в ГОСТе на соответствующие рельсы.
  4. Даже если рельсы не эксплуатировались, но укладывались в путь, остаются соответствующие следы от стыковой накладки за третьим отверстием на шейке с переходом на подошву рельса. Иногда просто видны следы ржавчины после снятия накладки.
  5. Следы от костылей или прижимных скоб на подошве рельса.
  6. Следы ржавчины от уплотнительных прокладок на подошве рельса.
  7. Следы от приварных соединителей на боковой стороне головки у конца рельса.
Любой из этих признаков указывает на использование рельсов в железнодорожном пути.


На комбинатах росрезерва товар хранится с соблюдением всех предписанных норм, и при отгрузке на рельсы выдаются все подтверждающие бумаги и сертификаты, соответствующие каждой партии рельсов согласно номерам плавок (клеймо на шейке рельса с номером конкретной плавки нанесенное на металлургическом предприятии).

Однако существует еще вторая группа складов хранения резервных товаров. Касательно материалов верхнего строения пути зачастую это структурные подразделения РЖД (ПЧ, ПМС). В 90-е годы случались массовые хищения либо подмены новых рельсов на старогодные рельсы. К тому же соблюдение норм хранения и сохранность всех сертификатов и документации оставляет желать лучшего на данных базах хранения.



Конечно невозможно полностью защититься от покупки некачественного товара, однако при должной осмотрительности вероятность ошибки можно приблизить к нулю.

Рекомендации:


- следует всегда уточнять у продавцов и поставщиков рельсов, с каких баз хранения отгружались конкретные резервные рельсы.

- проверять год выпуска рельсов одной партии, они должны соответствовать одному году со смежным месяцам выпуска и заводским паспортам качества.

- проверять отсутствие следов эксплуатации и монтирования рельсов в путь.

И, пожалуй, самая лучшая рекомендация, это работать с проверенными поставщиками рельсов, зарекомендовавших себя на рынке материалов ВСП.

Полезная информация
На рынке можно встретить в продаже три вида рельс
  • Рельсы новые
  • Рельсы с Госрезерва (с хранения)
  • Рельсы б/у (старогодные) – годные к повторной укладке в путь
Читать подробнее →
Где используются б/у рельсы и почему не всегда целесообразно использовать только новые материалы при строительстве жд полотна. Вполне возможно применять рельсы, бывшие в употреблении и годные для повторной укладки.
Читать подробнее →
Основные этапы становления железнодорожного транспорта, начиная с первых железнодорожных путей и заканчивая современными технологиями рельсового пути.


Читать подробнее →