Лучше купить новые или б/у рельсы?

Железнодорожные рельсы Р65 выбрать бу или новые
Цены на новые рельсы постоянно растут, что обусловлено инфляцией и ростом затрат на их производство. Предприятия горно-металлургического комплекса постоянно вынуждены повышают цены на металлургическое сырье и металлопрокат. Как следствие использование новых рельс не всегда является экономически выгодным и рациональным. На сегодняшний день все большее число компаний переходят и убеждаются в том, что использование старогодных рельс более выгодно и целесообразнее в использовании для нужд их предприятий. Так как на большинстве железнодорожных путях промышленных предприятий нет высокой грузонапряженности как на магистральных или основных путях РЖД.
Исключения составляют сложные участки пути горнодобывающих предприятий с длинными составами и полной загрузкой вагонов, рельсы уложенные в кривых участках пути. А так-же участки специальных производств - к примеру металлургические предприятия, где необходимо перемещать между цехами ковш расплавленного металл общим весом более 300 тонн. На подобных участках рельсы испытывают высокие локальные и ударные нагрузки от колесных пар подвижного состава.

Чем же отличаются между собой новые рельсы, с хранения и старогодные (рельсы б/у)?
Где возможно их применение и когда вы можете сэкономить?

  • Рельсы новые – свежих годов выпуска, соответствуют ГОСТу изготовления, имеют заводские сертификаты соответствия, в путь не укладывались. Бывают термоупрочненные и нетермоупрочненныемоупрочненные и нетермоупрочненные, что влияет на эксплуатационные качества и соответственно продажную цену. Основное преимущество данной продукции – это гарантийный строк эксплуатации. Минус новых рельсов – это относительно высокая стоимость, устанавливаемая заводом-изготовителем.
  • Рельсы с хранения – могут встречаться как свежих годов, так и достаточно старых годов выпуска (соответствуют ГОСТ), но при этом данные рельсы в путь не укладывались, значит не должны иметь следов эксплуатации. По нормам хранения покрываются консервационной смазкой. Следует быть очень внимательным, т.к. недобросовестные продавцы иногда пытаются выдать рельсы старогодные без износа за рельсы с резерва (хранения). Стоимость рельсов с хранения на 20-30% ниже стоимости новой продукции, что иногда существенно влияет на экономию при строительстве ж/д пути.
  • Рельсы старогодные – в зависимости от условий эксплуатации зачастую обладают значительным остаточным ресурсом и могут быть использованы для повторной укладки в пути (согласно регламентированных Технических условий). Подразделяются на несколько групп в первую очередь по вертикальному и боковому износу головки рельса. Основное преимущество рельсов б/у - их низкая стоимость, что существенно сокращает расходы на строительство железнодорожного пути.

Подбирать рельсы следует из рекомендаций для конкретного класса и категории пути. Так как даже не всякий новый рельс можно использовать в некоторых классах пути, а только специализированный. Железнодорожные пути классифицируются по грузонапряженности и по допускаемым скоростям.

Рекомендации на рациональное применение новых рельсов для соответствующего класса пути можно найти в ГОСТ Р 51685-2022 (старая редакция ГОСТ Р 51685-2013) Рельсы железнодорожные (Приложении Б)


Допускается применение старогодных рельсов I и II групп годности для одиночной замены, на всех классах пути, кроме высокоскоростных путей класса С1 и С2. Так же допускается укладка при капитальном ремонте или строительстве на путях 2 класса групп Г и Д старогодных репрофилированных рельсов.

Подробную информацию при подборе старогодных рельсов можно найти в Инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути (Распоряжение от 23 ноября 2016 г. N 2370р).

Полезная информация
Откуда появляется понятие рельсов с резерва на рынке материалов ВСП, и как мошенники пытаются одурачить клиентов, выдавая крашеные б/у рельсы за настоящие рельсы с резерва с целью получения дополнительной легкой маржи из воздуха. Как проверить рельсы, чтобы не попасться на их уловки
Читать подробнее →
Где используются б/у рельсы и почему не всегда целесообразно использовать только новые материалы при строительстве жд полотна. Вполне возможно применять рельсы, бывшие в употреблении и годные для повторной укладки.

Читать подробнее →