В нашей стране существует резерв основных продуктов, товаров и техники на случай стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Контролем за этим занимается специальное ведомство – Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв).
Рельсы с Госрезерва – это новые рельсы, одного года производства, прошедшие испытания и имеют подтверждающие паспорта качества от завода изготовителя. Данные рельсы зарезервированы на срок 10-25 лет для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации либо для неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Хранятся данные рельсы на комбинатах либо складах Госрезерва при соблюдении строгих норм хранения с ежегодной переукладкой стеллажей рельс, смазкой и другими процедурами, сохраняющими технические характеристики рельс.
Однако любая продукция имеет свой срок хранения, даже металлу противопоказано лежать штабелями в стеллажах десятилетиями. Поэтому в назначенный срок происходит замена продукции на новую, так называемое «освежение». Рельсы с хранения поступают в свободную продажу, а их место заменяются партией рельс свежего года выпуска.
Стоимость рельсов с резерва на 20-30% ниже цены новых рельсов свежего года выпуска.
Рельсы с резерва в отличии от новых имеют более поздний срок производства и при условии правильного хранения покрываются консервационным составом. Часто консервационная смазка перекрывает маркировку нанесенную на заводе изготовителе и затрудняет определение качества рельсов. Именно этим иногда пользуются недобросовестные продавцы, пытаясь крашеные рельсы б/у выдать за рельсы с госрезерва.
Что следует помнить при осмотре рельс:
Рельсы с резерва никогда в путь не укладывались, соответственно не должны иметь следов эксплуатации:
- Продольный след от воздействия колес подвижного состава на поверхности катания головки рельса, так называемый накат. Он бывает слабо заметен, но чувствуется на ощупь. У рельса с резерва такого быть не может.
- Даже при отсутствии наката, могут быть следы пробоксовок колесных пар, либо возможные сколы, дефекты или отслоения металла на поверхности катания, что явно говорит об эксплуатации рельсов.
- Вертикальный и боковой износ прямой признак б/у рельс. Геометрические размеры рельса с резерва измеряются штангенциркулем и должны совпадать с данным указанным в ГОСТе на соответствующие рельсы.
- Даже если рельсы не эксплуатировались, но укладывались в путь, остаются соответствующие следы от стыковой накладки за третьим отверстием на шейке с переходом на подошву рельса. Иногда просто видны следы ржавчины после снятия накладки.
- Следы от костылей или прижимных скоб на подошве рельса.
- Следы ржавчины от уплотнительных прокладок на подошве рельса.
- Следы от приварных соединителей на боковой стороне головки у конца рельса.
Любой из этих признаков указывает на использование рельсов в железнодорожном пути.
На комбинатах росрезерва товар хранится с соблюдением всех предписанных норм, и при отгрузке на рельсы выдаются все подтверждающие бумаги и сертификаты, соответствующие каждой партии рельсов согласно номерам плавок (клеймо на шейке рельса с номером конкретной плавки нанесенное на металлургическом предприятии).
Однако существует еще вторая группа складов хранения резервных товаров. Касательно материалов верхнего строения пути зачастую это структурные подразделения РЖД (ПЧ, ПМС). В 90-е годы случались массовые хищения либо подмены новых рельсов на старогодные рельсы. К тому же соблюдение норм хранения и сохранность всех сертификатов и документации оставляет желать лучшего на данных базах хранения.
Конечно невозможно полностью защититься от покупки некачественного товара, однако при должной осмотрительности вероятность ошибки можно приблизить к нулю.
Рекомендации: - следует всегда уточнять у продавцов и поставщиков рельсов, с каких баз хранения отгружались конкретные резервные рельсы.
- проверять год выпуска рельсов одной партии, они должны соответствовать одному году со смежным месяцам выпуска и заводским паспортам качества.
- проверять отсутствие следов эксплуатации и монтирования рельсов в путь.
И, пожалуй, самая лучшая рекомендация, это работать с проверенными поставщиками рельсов, зарекомендовавших себя на рынке материалов ВСП.